05.11.2016
Как меняется бизнес-аналитика
Бизнес-аналитика – один из немногих сегментов IT-рынка, который в меньшей степени пострадал от негативных тенденций в экономике. Предприятия продолжают инвестировать в BI, несмотря на сокращение IT-бюджетов. Так происходит потому, что сегмент бизнес-аналитики в данный момент меняется в правильную с точки зрения пользователей BI-систем сторону. Актуальность приобретают технологии in-memory, self-BI, предиктивная аналитика. Кроме того, системы Business Intelligence находятся в шаге от массового перехода в облака.
«Легкие» внедрения
Наиболее очевидная тенденция на BI-рынке - стабильный рост направления, не смотря на кризис и сокращение IT-бюджетов. Тема BI развивается и будет делать это дальше. На российском рынке достаточное количество хорошо зарекомендовавших себя BI-систем. И если несколько лет назад это были такие монстры, как IBM Cognos, Oracle и т.д., то сейчас набирают популярность и более легкие во внедрении - Qlik, Tableau. Они позволяют быстро получить эффект, бизнес хорошо их покупает. BI-системы широко востребованы – в коммерции они требуются любым заказчикам, различие лишь в сложности и задачах, под которые их внедряют. По сути, это инструмент для сбора, очистки, анализа и структурирования данных, облегчающий принятие управленческих решений.
In-memory
Сейчас заказчики знают, чего хотят, и вполне осмысленно походят к оценке функциональности решений. Если раньше с помощью BI готовили аналитические отчеты и выборки, то сейчас в центре внимания предиктивная аналитика, Data Mining и Big Data. Технологически все решения пришли к in-memory. Такое стало возможным потому, что емкость оперативной памяти существенно возросла, а ее стоимость – драматически снизилась. Сам процесс анализа данных существенно быстрее.
Self-BI
Одна из самых значимых тенденций - self-BI, когда настройки отдаются в бизнес-пользование. Информационные потоки увеличиваются, бизнес хочет сам работать с информацией, которую оперативно получает, независимо от IT-департамента. Поэтому передовые BI-системы от Oracle до простой и визуально понятной Tableau стараются предоставить заказчикам необходимую функциональность.
Бизнес сам хочет «крутить» свои данные. И это вышло на новый уровень: даже не имеющий технического образования специалист без навыков программирования, не зная, что такое базы данных и как они структурируются, может сам строить отчеты и получать нужную ему аналитику. Персонализация связана и с формой, в которой подавляющее большинство заказчиков хотят видеть, сохранять и анализировать итоговые данные. Это всем привычные таблицы Microsoft Excel. Многие BI-системы поддерживают Add-on к Excel.
Гадание на данных
Кроме этого, прослеживается тенденция, возможно, не слишком очевидная с точки зрения бизнеса, но актуальная для аналитиков и компаний с огромной массой информации – банков, ретейла, телекома. Это предиктивная аналитика и Data-Mining. К примеру, рынок телекома очень насыщен: здесь идет борьба не за нового абонента, а за снижение процента оттока клиентов. Подобное не просчитать на легком визуализаторе, нужны тяжелые, сложные и очень дорогие решения, которые при этом способны окупить себя за несколько месяцев. У ретейлеров аналогичные системы работают в связке с CRM: скажем, кассир может предложить покупателю прямо на кассе некий товар, который обычно приобретается с тем или иным артикулом. Такой вот симбиоз анализа данных и прогнозирования.
Фокус на облака
В сегодняшних реалиях все производители стремятся к предоставлению сервисной подписки. Она есть у Oracle, у Microsoft, к этому идет Qlik. Здесь лидирующие позиции у Power-BI от Microsoft. Система предусматривает подключение к хранилищам, которые развернуты на территории заказчика, а в облаке можно производить только визуализацию. При этом данные остаются у компании. Это очень удобно и сразу снимает вопрос о сохранности бизнес-информации.
В целом практически любые ИТ сейчас идут в облако. Большие вендоры ухватили тенденцию - это очень выгодно, есть спрос. Чтобы установить BI-систему, нужно очень мощное и дорогостоящее железо. При этом оборудование быстро устаревает. Возьмем оперативную память: если раньше у всех была 128 Мбайт и это было много, то сейчас и 1000 Гбайт в сервере – не потолок. Поэтому никто не хочет держать в активе оборудование, которое через год сильно подешевеет. Кроме того, его покупка – это только первый шаг, в дальнейшем понадобится техническое обслуживание и приобретение лицензий, что тоже затратно. В итоге добиться бесперебойной работы сервисов силами собственной IT-службы практически невозможно. А в облаке клиент получает сервис на выходе: набирает URL, и ему открыт доступ ко всему необходимому. Это передовые тенденции, и сейчас в облако уходят все.