Участники встречи потратили около часа живого обсуждения, что же понимать под термином «ИТ-стратегия» (ИТ-С). В качестве резюме, в целом сошлись на определении, что ИТ-стратегия – это генеральный план развития ИТ-инфраструктуры и сервисов, который является частью плана организации по переходу от текущей архитектуры организации (цели, структура, бизнес-процессы, инфраструктура и т.п.) к целевой архитектуре.
ИТ-С может как включать так и не включать описание текущего состояния ИТ, но включение «как будет» крайне желательно. Также, ИТ-С может быть выражена с различной степенью детализации и в различной форме (устно, презентация, текстовый документ, набор документов и т.п.) – главное, чтобы и форма и детализация подходили руководству компании и руководству ИТ, не приводили к множеству толкований что же делать на самом деле, были согласованы между руководством компании и ИТ.
Поскольку все ИТ-руководители хотят работать в условиях определенности, то на вопрос «а нужна ли вообще ИТ-стратегия?» подразумевался однозначный ответ «да».
Как поступать в типичных ситуациях
Наиболее интересной была вторая часть встречи, когда после перерыва участники привели примеры типичных ситуаций, возникающих в различных организациях при попытке сформулировать и согласовать ИТ-стратегию. В отношении каждой ситуации необходимо было предложить наилучший способ действий ИТ-руководителя. Результат обсуждения приведен в таблице ниже.
Ситуация
Действия ИТ-руководителя
1.Нет четко поставленных целей от бизнеса к ИТ
Активное взаимодействие. Выяснение стратегии бизнеса любыми путями.
Сформулировать ИТ-С, сделать предложение руководству утвердить. При непонимании продолжить взаимодействие.
2.ИТ-руководству не известны цели и стратегия бизнеса
3.Несоответствие высоких запросов руководства компании готовности выделять необходимые ресурсы («сделайте нам все хорошо, но бесплатно»)
Предоставить 2 и более варианта стратегии и бюджетов. Понимать приоритеты требований руководства (все и сразу никто никогда не делает и не сделает). Донести до руководства плюсы и минусы вариантов. Попробовать оценить отдачу от задач и вариантов.
4.Несоответствие организации ИТ-службы потребностям бизнеса:
скорость выполнения требований
компетентность
прочее
Меняем процессы и людей = реорганизация ИТ-службы. В отношении людей «меняем» понимается в самом широком смысле: изменение обязанностей, обучение, увольнение, найм новых и т.п.
5.Разговор на разных языках («бизнес про деньги, ИТ про мегабайты»)
Как временная мера и на конкретные проекты – найм консультантов. Долгосрочная мера – бизнес-образование для ИТ-директора, в первую очередь начать немедленно «влезать» в процессы своей компании и аналогичных компаний, лучше понимать что, как и зачем делают люди.
6.Резкая смена целей и курса компании, отдельных ее подразделений
Узнать причину смены курса. Оценить необходимость изменений – как бы не случилось разворота назад или еще одной смены курса. Продумать наиболее вероятный вариант развития событий и выполнить действия из п.1, 2.
7.Директивное вмешательство руководства компании в решения и действия ИТ-руководства
Понять причину. Обозначение зоны ответственности чтобы ни у кого не было иллюзий или ложных ожиданий. Некоторая дополнительная формализация отношений будет только на пользу. При необходимости привлечение внешней экспертизы.
8.Полное взаимопонимание между бизнесом и ИТ
Возможно вы чего-то не знаете, поэтому найти информацию о накопившихся проблемах, грядущих переменах и т.п. согласно п.1.2.
Обратная связь
Участникам встречи было предложено заполнить анкету обратной связи из двух пунктов:
1. Оценка полезности встречи (+1, 0, -1)
2. Любые замечания и пожелания
Приводим результаты анкетирования:
19 отзывов «Хорошо» (+1) (полезность есть, ожидания в целом оправдались)
2 отзыва «Нейтрально» (0) (были и полезные и бесполезные блоки)
0 отзывов «Плохо» (-1) (полезности практически нет, зря потратил время, ожидания не оправдались)
Замечания и пожелания:
Хотелось бы увидеть примеры стратегий и структуру содержания ИТ-С
Третье исследование российских BI-систем: проверка практикой
Россия, ХХ апреля 2022 г. – Третье исследование BI-систем, созданных российскими разработчиками, показало, что во многом отечественные платформы достигли определенного уровня зрелости и в текущих условиях могут стать эффективной альтернативой решениям зарубежных производителей, покинувших рынок из-за санкций.
14.03.2017
Топ-10 стратегических приоритетов ИТ-директора в 2017 году
Достижения в области цифровых технологий и совершенствование бизнес-моделей продолжат менять баланс в бизнесе, что ложится дополнительным бременем на ИТ-директоров (CIO), стремящихся обеспечивать конкурентоспособность своей компании.
05.11.2016
Как меняется бизнес-аналитика
Бизнес-аналитика – один из немногих сегментов IT-рынка, который в меньшей степени пострадал от негативных тенденций в экономике.