Разработка и создание веб-сайтов Интеллектуальная поддержка Вашего бизнеса Лицензионное программное обеспечение и оборудование для организаций Разработка технической документации к программным продуктам и технологическому оборудованию терминальный сервер ViTerminal Автоматизация управленческих решений Архитектура бизнеса

17.04.2019
старт Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв»
3 апреля объявлен старт Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» для IT-специалистов, дизайнеров и управленцев в сфере цифровой экономики.

24.07.2018
Лучший системный администратор 2018
«Дом.ru Бизнес» приглашает к участию в турнире «Лучший системный администратор 2018»

10.04.2018
Оплачиваемый on-line опрос для программистов
"Исследовательская компания "О+К Research" приглашает программистов-разработчиков принять участие в  оплачиваемом on-line опросе.

02.04.2018
Сибирь.Новые Решения 2018
15 марта 2018 года в Научной библиотеке НГТУ им.Г.В.Лыщинского прошла очередная конференция "Сибирь.Новые Решения".

20.10.2017
Сибирь.Безопасность-2017
20 октября 2017 года в конференц-зале научной библиотеки прошла очередная конференция "Сибирь.Безопасность" 

15.02.2017
Сибирь.Новые решения 2017
10 февраля 2017 года прошла конференция "Сибирь.Новые решения 2017"

Здесь может быть Ваш баннер ...

Планирование аварийного восстановления. Часть первая

11.06.2014

Планирование аварийного восстановления. Часть первая

888.jpg

Отказы в работе информационных систем – события, которые невозможно исключить полностью. Вне зависимости от причин случившегося сбоя, в момент его возникновения на системного администратора ложится груз ответственности по оперативному восстановлению работоспособности не только ИТ-систем, но и бизнеса в целом.

В цикле из трех коротких статей я постараюсь доступно описать процесс формирования плана аварийного восстановления, который позволяет перевести задачи по восстановлению работоспособности систем в разряд заранее согласованных с руководством мероприятий, имеющих свой график, ресурсы и бюджет.

В первой статье речь пойдет об определении зоны планирования, или поиске тех инфраструктурных элементов, отказ в работе которых негативно влияет на частоту пульса системного администратора. Итак, по порядку:

1. Составляем список критичных пользовательских ИТ-сервисов

Цель планирования аварийного восстановления — обеспечить оперативное восстановление работы конечного сервиса, который получает пользователь, а не какой-то конкретной железки или программы. Пользователю не важно, работает или сломан его принтер – ему важно может он отпечатать документы или нет. Жаловаться пользователь будет не на то, что в сервере отказал жесткий диск, а на то, что у него не работает «1С-ка» или «почта».

По этой причине первое, что мы делаем – определяем список критичных пользовательских ИТ-сервисов, для которых будем планировать аварийное восстановление. Обычно это:

Электронная почта,
Телефонная связь,
Система управления предприятием,
Совместная работа с документами,
Печать документов,
Доступ в Интернет,
И так далее.

По сути, пользовательские сервисы – это те рабочие инструменты, которые покупает бизнес, вкладывая деньги в железо, ПО и зарплаты специалистов и которые критичны для его функционирования. К примеру сервер «Counter Strike», конечно же, является важным элементом в вопросах улучшения рабочего настроения сотрудников, но не критичным для работы бизнеса.

2. Определяем точки отказа пользовательских сервисов

Если пользователь будет жаловаться на проблемы в каком-то конечном сервисе, то чинить все равно придется конкретный элемент в ИТ-инфраструктуре. Поэтому на данном этапе необходимо обнаружить все системы, приложения и ИТ-сервисы, отказ в работе которых неминуемо приведет к остановке или снижению качества работы критичных пользовательских сервисов. Проще говоря, ваша задача найти все точки отказа.

Под точкой отказа мы подразумеваем ту инфраструктурную единицу, о которой мы не можем сказать больше, чем «оно не работает». К примеру, если ваш маршрутизатор модульный, то в нем может отказать как само шасси, так и вставляемые в него модули. Если вашей компетенции достаточно для локализации и замены отказавших блоков в случае сбоя – у вас несколько точек отказа в одном устройства, если нет – то точка отказа одна.

Так, у сервиса «Электронная почта» могут быть следующие точки отказа (включая, но не ограничиваясь):

Серверная ОС,
Серверное почтовое приложение,
Коммутатор ядра,
Электроснабжение,
Внешняя зона DNS,
Попадание в «черные списки»,
Кондиционирование серверной.

Важно! Не надо исключать из точек отказа сверхнадежное оборудование, с которым «точно ничего не случится». Когда (именно когда, а не если) ваша сверхнадежная СХД потеряет все данные, продолжите ли вы смеяться в цирке или нет, будет зависеть только от вашей готовности к этой ситуации.

3. Определяем зависимости точек отказа

Сбои в работе некоторых точек отказа могут провоцировать сбои в работе других. К примеру, отказ ИБП приведет к остановке в работе серверов и, как следствие, при восстановлении электроснабжения у вас может не заработать что-то еще. Также и остановка гипервизора может вызвать ошибки в работе виртуальных серверов, размещавшихся на нем. В то же время, отказ клиентского коммутатора не влияет на работу другого оборудования или сервисов, и при его корректной замене все будет работать, как и раньше.

Для пользовательского сервиса «Электронная почта» зависимости точек отказа могут выглядеть так:

454.jpg
В данную схему необходимо добавить и остальные критичные пользовательские сервисы и соответствующие точки отказа. 

Четкое понимание влияния точек отказа друг на друга и на пользовательские сервисы поможет вам при дальнейшем планировании, а именно при составлении процедур локализации точек отказа, определении условий восстановления и факторов риска. Но об этом подробнее в следующей статье.


Возврат к списку


Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?

14.03.2017
Топ-10 стратегических приоритетов ИТ-директора в 2017 году
Достижения в области цифровых технологий и совершенствование бизнес-моделей продолжат менять баланс в бизнесе, что ложится дополнительным бременем на ИТ-директоров (CIO), стремящихся обеспечивать конкурентоспособность своей компании.

05.11.2016
Как меняется бизнес-аналитика
Бизнес-аналитика – один из немногих сегментов IT-рынка, который в меньшей степени пострадал от негативных тенденций в экономике.

25.08.2016
Семь ключевых аксиом контроля безопасности в ИТ-среде предприятия
Для защиты ИТ-среды предприятия необходимо систематически проводить мероприятия, направленные на повышение уровня безопасности информационных систем и предотвращение атак на информационные ресурсы.

У вас нет прав на участие в данном опросе.

Разработка веб-сайтов, корпоративный портал, хостинг
Клуб ИТ-Директоров
г. Новосибирск
сайт работает на 1С-Битрикс
Разработка сайта - ITConstruct Rambler's Top100